Андрей Мартынов – а кто ж его не знает!

Там, где Андрей всегда шумно и весело. На каждый вопрос у него готов ответ.  Душа компании, участник почти всех мероприятий, а, главное артист – творческая натура актер театра «Внутреннее зрение» он притягивает к себе оптимизмом, Любовью к жизни, готовностью придти на помошьИскреннее и и увлекательное интервью с ним опубликовал Журнал « Диалог» 2 2012 г. Юрий Лунин

 «Я НЕ ВИЖУ ПРОБЛЕМ»

Журнал «Диалог» всегда интересовался яркими людьми – членами ВОС, которые, невзирая на встреченные в жизни трудности, сумели сохранить бодрость духа, чувство юмора, активность. С одним из таких людей нас познакомила Валентина Николаевна Салихова – председатель местной Измайловской организации города Москвы. Итак, знакомьтесь: Андрей Николаевич Мартынов. Можно просто – Андрей. Член Всероссийского общества слепых. Занимается актёрским искусством как любитель, однако его лицо уже неоднократно появлялось на различных телеканалах.

- Мне 45 лет. В 93-м году буквально за четыре дня я потерял зрение. Небольшой подгляд есть – в зависимости от погоды. Понижение или увеличение температурное на меня сильно влияет, и я могу вообще ничего не видеть. Но руки помнят, что делать, ноги помнят, куда идти. Ну, бывает, что сбиваю людей. Ну, не без того, конечно. Люди сами невнимательные, а я за них не могу глядеть. Идут мне навстречу и не видят никого.

Надо заниматься собой. Я хожу в тренажерный зал, закаляюсь по мере возможности. Стараюсь меньше всякой химии есть.

Когда я пришел в местную организацию Измайлово, мне понравилось, что люди показывают свои успехи. Кто-то читает стихи, кто-то поет. Очень хотел этим заняться. Тоску я просто не перевариваюю

- У Вас всегда такое качество было?

- Я думаю, что всегда. Мама моя мне рассказывала: «Андрей, всегда ты не сидел на месте. Надо что-то сделать, чтобы было всем дружно и весело». Оно так с детского сада уже пошло, и когда я в школу пришел - тоже. Не скажу, что я отличник был. Середняк: тройка, четверка… И все равно я проявлялся. «Сегодня надо идти на соревнование. Кто пойдет?» «Мартынов пойдёт».

- Это ведь качества нужные, мне кажется, для актера. Может быть, Вас судьба к этому готовила постепенно?

- Я тоже задумывался об этом. Я работал на многих предприятиях. Моя основная профессия – слесарь по ремонту холодильного оборудования. Пошел работать на завод. Потом ушел в таксомоторный парк. Таксомоторный парк – это отдельная жизнь. Люди тебе в течение рабочего дня рассказывают много историй. Они разнообразные, они эмоциональные, они трагичные… Каких только не услышишь историй за целый день! Это все в тебе собирается, и потом при разговоре вспоминаешь какую-то историю.

Ну а после такси, когда развал пошел, я пошел работать в районное управление народного образования. У нас была бригада, занимались электрикой, сантехникой детских садов, школ. Когда приходишь в садик или школу, себя вести надо подобающе. Дети: «Ой, здравствуйте, дяденька». Им так же приветливо отвечаешь: «Здравствуйте, дети». С ними надо поддерживать общий язык.

После я заболел. Но не пал духом. В театр «Внутреннее зрение» в КСРК ВОС был набор желающих показать себя в театральном амплуа. Полтора года я уже в этом театре нахожусь. Был спектакль, в котором я уже успел поучаствовать.  Спектакль показывали в Ярославле и здесь по Москве, во многих местах. Меня это затянуло. И хотелось бы еще ролей, ролей, ролей…

Понял, что без зрения можно большие дела творить. Дома, по мере возможности, научился готовить, убираться. Совмещать театральное дело и домашнее хозяйство мне не трудно нисколько. Всё гармонично.

Роли, которые мне дают, чем-то со мной схожи. В «Двенадцатой ночи» мне дали роль сэра Андрю Эгьючека. В роли сказано: «Мне нравится танцевать и петь, я готов только на это». И мне тоже нравится. Правда, петь я не умею. Мне все говорят: «Голос-то у тебя хороший, давай пой…» А я говорю: «Что не умею, то точно не умею». Есть еще один спектакль - «Учим водить автомобиль заочно». Сейчас его ставим. Там мне дали роль дипломированного преподавателя. И надо сыграть лохотрон. Я должен убедить человека, что он на основании наших курсов сможет научиться, и завтра он просто выходит на улицу, садится в свой автомобиль и дороги бороздит. Мне помогает в роли мой жизненный опыт, Ну а в спектакле «Семейный потрет с посторонним» я играю художника. Художник – эмоциональный тоже человек. Влюбился в девушку. Жених этой девушки разыграл историю, чтобы я не влюбился: сказал, что эта семья – сумасшедшая, а им сказал, что я сумасшедший. У меня хорошо получается эту роль играть.

В компаниях ребята говорят: «Андрюха, ты приходи, сегодня день рождения». «Ой, ребят, нет», – говорю. – «И без меня-то там людей будет много». Говорят: «Без тебя компании не будет так весело, будет как обычно: салат, вино, шампанское, «а пойдемте домой». А тут что-то ты расскажешь интересное, все посмеемся, во что-то поиграем. Веселее будет». То есть, мне мой характер помогает и по жизни, и в театральном творчестве.

Как-то мне позвонил режиссер театра «Внутреннее зрение», говорит: «Андрей, есть такая тема: не хочешь сняться в сериале?». На что я сказал: «Вы знаете, я ни разу не снимался, да еще и в сериале, у меня же нету за спиной каких-то курсов театральных». Он говорит: «Андрей, ты просто подходишь на эту роль. Первое: ты сможешь сыграть музыканта; второе: там именно надо, чтобы человек был незрячий. Потому что переучивать зрячего на незрячего – это очень трудно. Расслабься. Тебе говорят «делай это» - делай это и все будет нормально». Когда я пришел на съемочную площадку, меня приветливо встретили. Сразу переодели и сказали, что я должен буду говорить. Потом уже на объекте, в квартире, где меня снимали, спросили: «А как Вы будете двигаться?» Я говорю: «Прежде мне надо посмотреть Вашу квартиру, я сориентируюсь, где дверной косяк, где дверь, где стул, где пианино». Я просто прошелся два раза туда-обратно. Режиссер мне говорит: «Вы готовы?». «Да». И было очень много  дублей. Из-за того, что актер зрячий, который играл следователя, не успевал за мной идти.

- А роль заключалась в том, что Вы даете показания следователю?

- Да. «А Вы не слышали ничего, что произошло где-то там?» Играю свидетеля. Следователь сперва опешил от того, что в квартире темно. Я предложил ему пройти в комнату. Прохожу, и в это же время режиссер  говорит актеру, который играет следователя: «Иди быстрее». Тот: «Я боюсь, что он упадет». Режиссер говорит: «Ты за него не бойся, ты делай свою работу, он уже сориентировался, он знает, куда идти». И все равно несколько дублей зрячий актер за мной не успевает. Мне говорят: «А давайте Вы, Андрей, помедленнее чуть-чуть будете ходить». Пришлось мне ходить медленнее.

Когда закончился съемочный день, актер, Юра Тарасов его зовут, подошел ко мне и говорит: «Андрей, а как ты вообще по улице ходишь?» Я говорю: «На ощупь. Я слышу, где транспорт идет, знаю район. А по Москве я ориентируюсь, потому что раньше работал в такси».

- Атмосфера киносъемок как запомнилась?

- Съемки – вещь хорошая. Но мне пришлось очень долго ждать. С 12 часов я до 7 часов вечера ждал, когда будут съемки со мной.

Просто нереально ходить по комнате, в которой проводятся съёмки. Столько аппаратуры: свет, камеры, звук, все подсвечивается, где-то что-то  подслушивается, кругом провода… Я говорю: «Вы на проходе, где я хожу, провода уберите. Я ведь споткнусь, что в кадре Вам неинтересно будет. Это же моя квартира по съемкам-то. Они убрали. Народу очень много. Перед съемкой забегает костюмер – поправил костюм, забегает гример: «Ой, подождите, я Вам макияж поправлю». Потом звукорежиссер: «Подождите, я поставлю Вам микрофончик». Оператор говорит: «Посмотрите сюда». Тут режиссер: «Вы помните текст?». «Да, помню». «Нет, давайте повторим». Помощник по речи проходит с тобой текст. Потом уходит. Говорят: «Камера, мотор, дубль такой-то, такой-то, фильм такой-то, такой-то». И все, начинается процесс.

- Это снимали в чьей-то реальной квартире?

- Когда ждал своей очереди сниматься, разговорились с ребятами. Я говорю: «А что это за квартира?» Мне говорят: «Многие этим зарабатывают». «Как зарабатывают?». «Ну, вешают объявление: «Сдам комнату под съемки». Им за это платят деньги». Комната не очень большая – может быть, 4 на 3 метра. Там конфуз получился из-за кота. Хозяева сдали комнату, а у них кот. И во время съемок он начал орать дурниной. Вынесли его на балкон, закрыли там, чтобы не мешал снимать. Только он и через окно был слышен. Режиссер: «Заберите Вы этого кота! Где хозяева?»

- Хотелось бы еще сниматься?

- А почему нет? Если будут предложения, я  не откажусь. Моя знакомая говорит: «Он на всех каналах уже снимался». На первом канале была тема: «Покупаем справку для ГАИ». Я должен был сыграть незрячего, который заранее купил справку медицинскую. Фотография, фамилия, инициалы, паспортные данные – всё есть. Потом эту справку надо было предоставить Госавтоинспекции. Суть сюжета – проверяет ли Госавтоинспекция, насколько эта справка верна, насколько человек здоров и может ли он сесть за руль?

На ТВЦ я снимался, когда был конкурс среди незрячих. Ну, вроде КВНа. «Фактор жизни» называется передача. Там интервью у меня брали. На «Рен-ТВ» тоже брали интервью. Был фестиваль «Московских окон негасимый свет». И мы с Ирой Кирюшиной в роли ведущих себя показали. Много участвуем в жизни нашей первичной организации, помогаем проводить концерты.

- Для многих первичная организация – второй дом. Вы так можете сказать о своей организации?

- Конечно, могу! Бывает: столько дел надо сделать! Но нет, сперва схожу в первичку, здесь позанимаюсь спортом… Узнал, какую-то информацию о том, что будет проводиться… Пошел в гостиную, сделал себе кофейку, телевизор иной раз послушаю… Что-то помочь починить… Когда уже отсюда иду, я знаю: сколько у меня осталось времени до того, как начать готовить. Значит, сейчас я зайду в этот магазин, зайду в аптеку, если она мне нужна, и потом прямым путем домой. Дома я быстро делаю заготовки и знаю: супруга сейчас вышла с работы, через час я могу уже включать газ. У меня все ставится на плиту, варится, парится, жарится, готовится… Супруга приходит, у нас всегда горячий ужин, вместе сели покушали. Ну, дальше уже рассказы: кто чего за целый день сделал полезного, или что-то произошло такое интересное.

Я с 92-го года женат. Когда я зрение потерял, мы с супругой поменялись обязанностями. Она зарабатывает деньги, я веду домашнее хозяйство. Сейчас ребенок подрос. А до этого и ребенком я занимался: накормить, напоить, одеть, сводить в детский сад, в школу, забрать со школы, сделать уроки устные. Письменные я проверить не могу, потому что нужен подгляд. Плюс готовка, хождение по магазинам.

- А сколько сейчас ребенку?

- 16 лет ему. Он сейчас заканчивает колледж, там очень много профессий. Он выбрал профессию «слесарь-вентиляционщик». Я знаю, что его специальность во всех структурах нужна. Я ему даже предложил, если не боится высоты, попробовать себя в промышленном альпинизме.У меня знакомый работал по этой профессии, реставрировал купола. Не каждый жестянщик туда залезет, потому что, во-первых, высота, во-вторых, это очень ответственная работа. Наверное, Вы были в каких-то торговых центрах. Торговый центр без вентиляции, без пожарной сигнализации не может быть. А все это очень высоко находится. Забор отработанного воздуха, запахи какие-то – всё это через вентиляцию уходит.

- Таким образом, на Вас сейчас только дом остался, да?

- Ну, да. Я очень люблю готовить. Ну, по дому, конечно, есть некоторые вещи, что я, скажем, не заметил. Какое-то пятно. Ну, на это есть глаза ребенка, он пришел с колледжа или с работы, говорит: «Папа, а ты сегодня полы мыл?» «Мыл». «А вот здесь пятно». Я говорю: «А я не вижу проблем. Тряпка там». Он возьмет, это все вытрет, и все чисто.

- Как, по-Вашему, замечают у нас незрячего человека: больше у нас внимательных людей, или, скажем прямо, «пофигистов»?

- Я в этом районе уже 45 лет живу. Когда иду от своего дома в магазин ближайший, мне часто помогают. В магазинах близлежащих меня знают. Что я прошу, мне продают. Да я и не заморачиваюсь: «Ой, а что же мне сегодня купить?» Они мне сами расскажут, что есть. Меня многие знают.

СМИ ВОС:

    Радио ВОС

    Журнал "Диалог"