Выступление на Общественных слушаниях в Государственной Думе на тему: «Инклюзивное образование: реализация или дискредитация?» Генерального директора ИПРПП ВОС «Реакомп», К.П.Н., руководителя экспертной группы Фонда содействия реализации Конвенции о правах инвалидов «Доступная среда и универсальный дизайн»

С. Н. Ваньшина.

 На фоне проблем с формированием новых подходов к организации образования в России свою долю вопросов имеет и образование инвалидов. Вопросов сейчас множество, однако Россия имеет глубокие традиции в организации обучения инвалидов: много десятков лет у нас работают олигофренопедагоги, сурдопедагоги и тифлопедагоги.

Действовала хорошая система школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей. Благодарность за качество полученных знаний в одной из таких школ выразил заместитель Комитета Госдумы по образованию, член-корреспондент РАО, вице-президент ВОС О. Н. Смолин 7 июня 2013 года на Общественных слушаниях на тему: «Инклюзивное образование: реализация или дискредитация?» в Государственной Думе.

Одна из проблем в том, что инклюзивное образование внедряется у нас настолько интенсивно и зачастую настолько бездумно, что начало приобретать признаки кампанейщины. Понятно, что недостатки этого процесса отражаются на школьниках-инвалидах. Тем не менее, специалистов и общественность встревожили сведения о тенденции к ликвидации специальных школ для слепых, глухих и т.д. с переносом центра тяжести обучения в обычные классы, где для школьников-инвалидов, якобы, созданы все необходимые условия.

Мне довелось в 1990 году в ФРГ познакомиться с условиями инклюзивного обучения незрячего гимназиста. Поэтому хорошо представляю себе, как есть и как должно быть с обучением незрячих детей-инвалидов в наших обычных классах. В течение 4 часов в Малом зале Государственной Думы шел заинтересованный разговор в присутствии нескольких сотен заинтересованных участников, с выступлением нескольких десятков специалистов от руководителей коррекционных учреждений до академиков и ректоров университетов. Обнадеживает, что российские специалисты понимают как и что должно быть в сфере обучения детей с ОВЗ. Отрадно, что представитель Минобрнауки заверила, что Министерство уже противодействует закрытию коррекционных школ в регионах. Таким образом, будет сохранена возможность выбора в каких именно условиях обучаться ребенку-инвалиду, в тоже время будет продолжено совершенствование системы инклюзивного образования. Целью остаётся не только обеспечить качественными знаниями выпускников с ОВЗ, но и способствовать их готовности к интеграции в общество.

В своем выступлении мне оставалось лишь выразить озабоченность следующим. При единой Конституции в нашей Российской Федерации, при едином законодательстве и при единых правах для всех граждан России ученики коррекционных школ в различных регионах нашей страны обучаются в разных условиях, поскольку финансирование разное. Мне остается непонятным, почему при таком раскладе условия для парня или девушки за Уралом существенно хуже, чем при их учебе в Москве или Санкт-Петербурге.